Обычно мы снимаем людей сериями - если это не случайный персонаж/не репортаж на улице. А если клиент все же настаивает на том, что ему больше одного портрета не нужно?
Обычно даже за самую короткую съемку я отдаю несколько фотографий. Чтобы, во-первых, человек сам мог выбрать ту, которая больше нравится. А во-вторых, даже ради одного кадра может потребоваться отщелкать все сто, а то и больше. Почему?
Не разбив яйца, яичницу не приготовишь. Для того, чтобы получить ровно одну фотографию печенья (а согласитесь, больше в данном случае может не понадобиться), нужно найти рецепт. Закупить продукты. Приготовить само печенье. Построить сцену. И отснять все-таки несколько дублей. Потом выбрать картинку и ее обработать. Хотя это всего лишь один кадр...
Помню съемку, когда ранним зимним утром при шестнадцатиградусном морозе мы с моделью пришли в парк, переоделись, накрасились, отыскали подходящее место, дождались благоприятного утреннего света, промерзнув при этом до костей - чтобы снять ровно один кадр по моей задумке. Все телодвижения заняли около часа, если не считать дороги и продумывания идеи задолго до.
Я не агитирую всех немедленно устраивать многочасовые фотосеты. Но суть зачастую даже не в суммарных затратах времени, сил и ресурсов на съемку, которые сопоставимы с ресурсами, необходимыми для длинной серии. А скорее в целях и задачах. Если человеку нужно "фото на паспорт" - один приличный портрет для сопровождения резюме, самопрезентации на рабочем сайте или в деловой брошюре - это оговаривается особо. Если же цель иная, более свободная, будь то хоть публикация фото на сайте знакомств, аватар в соцсетях или приложение к письму бабушке в Саратов, имеет смысл получить на выходе больше одной фотографии. Аватарка быстро надоест, одна-единственная фотография в анкете для знакомства вызовет подозрения, а не найдена ли она на просторах интернета, а бабушке всегда приятно получить побольше картинок для рассматривания.
А вы чего обычно ждете от фотосъемки? Одного "шедевра" или серии разнообразных картинок?