Прежде всего, я люблю и уважаю бумажную книгу с самого детства и по сей день. И постоянно страдаю от нехватки времени на чтение. Я бы зачитывалась ежедневно часами ;-)
За минувшие почти 10 лет, что я интересуюсь темой, я прочла, пролистала и просмотрела столько книг по фотографии, что решила их уже как-то классифицировать и сделать некий обобщенный вывод о том, что есть достойного в этой области и стоит ли вообще их открывать, когда, казалось бы, все можно найти в интернете.
В первую очередь, не помешало бы определиться, чего мы от книги ждем и какие цели и задачи себе ставим, в какой области хотим «прокачаться»? И после этого выбрать для себя то, что окажется самым полезным.
Оговорюсь сразу, что здесь нет ничего такого, что было бы недоступно рядовому читателю, просто интересующемуся предметом. Я сама не люблю сложный заумный язык или технически перегруженные объяснения. Поэтому все книги, которые я привожу здесь для примера, написаны популярным языком и могут скрасить досуг любому человеку, просто любопытному до фотографии, пускай даже со стороны.
1. Есть книжки по технике фотографии. Безусловно, из них можно почерпнуть что-то ценное. Особенно в теории. И особенно из старых трудов по оптике и вообще по пленочной фотографии. Если же взять цифру, то книжки в этом плане устаревают так же быстро, как компьютеры. Пока автор соберет информацию, напишет, опубликует, книгу переведут на русский и выпустят в продажу, производители фототехники уже успеют дать рынку с пяток продвинутых новинок. Так что проще посмотреть обзоры, статьи, форумы в интернете или расспросить более подкованного приятеля.
2. Есть книжки по композиции, компоновке кадра и тому подобному – так сказать, по творческой теории. Безусловно, основы композиции в фото очень пригодятся. Но, вероятно, сходить на небольшой курс по основам композиции в рисунке не менее продуктивно. Ведь фокус не столько в том, чтобы усвоить набор стандартных схем. А в том, чтобы научиться видеть и выстраивать изображение. И здесь поможет только одно – насмотренность. Ведь картинка – это далеко не только линии. Но еще и цвет, свет, перспектива, и такие тонкие материи, как настроение, и так далее.
Книги:
Валентин Михалкович, Валерий Стигнеев «Поэтика фотографии»
Майкл Фриман «Дао цифровой фотографии»
3. Есть книжки про все остальное – вроде бы непонятно про что, но вроде бы полезные и хорошие. В чем их полезность и хорошесть? Большой вопрос. Например, чему меня должна научить книга «Эмоции в цифровой фотографии»? Однако общая эрудиция, насмотренность и начитанность в любой области скорее огромный плюс, нежели минус, и в фотографии в том числе. Поэтому именно за этим, за общими знаниями и расширением собственного видения, я к ним и обращаюсь.
Книги:
Светлана Пожарская «Фотомастер»
Expressive Photography: The Shutter Sisters' Guide to Shooting from the Heart
Maria Short “Context and Narrative”
4. Есть книжки специализированные, посвященные узкой теме – тут уже все симптоматично и изучается в соответствии с потребностями. Главное, быть аккуратнее с выбором, но в целом почерпнуть тут можно очень много – в основном можно найти книги западных авторов, которые являются мастерами в конкретной области фотографии.
Книги:
Марк Клейгорн «Портретная фотография»
Helene Dujardin “Plate to Pixel: Digital Food Photography & Styling”
5. Есть книжки о философии фотографии – о том, как она влияет на зрителя, что скрывает в себе на глубоком уровне, о визуальной вселенной плоского фотографического мира. Фотография как медиум, как средство коммуникации, как искусство и вещь в себе – о том же. Если вы увлекаетесь самокопанием, интересуетесь сутью вещей и хотите понять, что скрывается за изображением - вам сюда.
Книги:
Эрве Гибер «Призрачный снимок»
6. Есть фотоальбомы, сборники работ конкретного автора, или по конкретной теме, или даже каталоги с фотовыставок – они, главным образом, предназначены для любования или знакомства с темой. Выбирать можно на свой вкус, зачастую они водятся в больших книжных вроде Дома Книги или при музеях и галереях – например, в Росфото.
Книги:
Annie Leibovitz "A Photographer's Life"
7. Есть книжки, которые совсем не по фотографии, но которые могут оказаться полезнее, чем отдельно взятые из других разделов. Потому что они рассказывают про визуальное восприятие и теорию искусств, а что есть фотография, как не visual art. Например, здесь я настойчиво рекомендую две книжки с одинаковым говорящим названием.
Сергей Даниэль «Искусство видеть»
Джон Бергер «Искусство видеть»
Другие книги:
Иоханнес Иттен «Искусство цвета»
8. И есть, наконец, фотокниги. В них – от задумки автора до ее воплощения в физической форме – большая авторская работа. Это уже сродни законченному произведению, такому как музыкальный альбом, кинофильм или театральный спектакль. Это перформанс, направленный на то, чтобы в своем завершенном виде оказывать воздействие на смотрящего. Зачем они нужны? Затем же, зачем любое другое искусство. А смотреть их стоит еще и для того, чтобы понимать, как можно оформить фотоработу и какую конечную форму может приобрести итоговый фотопроект.
В основном фотокниги не продаются в сетевых книжных. Но их можно найти и «полистать» в интернете, в специальных библиотеках (например, в ФотоДепартаменте), купить в интернет-магазинах и так далее. Это уже совсем другой уровень «обработки» и подачи фотографии.
Книги:
Максим Шер «Отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс»
Leonie Hampton “In the Shadow of Things”
А какие книги читаете вы?